Исследование группы специалистов из Университета Глазго, опубликованное в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, впервые продемонстрировало, как цифровое изменение выражений лица способно изменить предположения о намерениях и интересе собеседника, что, в свою очередь, отражается на восприятии его как потенциального романтического партнера. Участники, чьи улыбки были синхронизированы с улыбками собеседников, чувствовали большую симпатию и склонность к взаимной привлекательности, даже не подозревая о том, что их выражения лиц подверглись изменениям.
В ходе эксперимента участники принимали участие в серии сеансов видеоконференций для быстрых свиданий, во время которых ИИ модифицировал выражения их лиц в реальном времени. На некоторых встречах искусственный интеллект усиливал улыбки на лицах собеседников, а на других, наоборот, ослаблял. Для этого использовались реалистичные фильтры, схожие с теми, что доступны в популярных соцсетях, но их было почти невозможно заметить.
Исследование показало, что синхронизация улыбок между собеседниками положительно повлияла на их симпатию друг к другу. При этом сами участники не видели своих измененных лиц, однако цифровое изменение улыбок все равно влияло на их восприятие собеседников и обратную реакцию.
Ученые отметили, что изменение улыбок повлияло также на вербальное поведение и желание участников повторять мимику собеседника. Более того, участники, видя «улучшенную» улыбку партнера, чаще считали, что собеседник испытывает к ним симпатию.
После завершения эксперимента всем участникам было сообщено, что их выражения лиц подвергались изменению с помощью ИИ-фильтров, а также разъяснили, что это могло повлиять на их впечатления о собеседниках.
Эта работа вызывает серьезные научные и этические вопросы. По мере совершенствования технологий ИИ и повсеместного распространения фильтров изменения лица и голоса для социальных сетей, важно понимать, как подобные технологии могут влиять на поведение и восприятие пользователей.
Как поясняет ведущий автор исследования доктор Пабло Ариас-Сара из Университета Глазго, такие фильтры позволяют более глубоко изучить социальные факторы, влияющие на формирование симпатии и отношения между людьми. «С научной точки зрения это позволяет нам раскрыть социальные параметры, которые модулируют зарождение привлекательности между потенциальными романтическими партнерами. С этической стороны, возникает вопрос, какие последствия для социального поведения могут иметь такие технологии, когда они станут еще более реалистичными и распространенными», — отметил он.
Доктор Ариас-Сара также добавил, что, как это было сделано в случае с технологиями дипфейков, возможно, потребуется разработать четкие этические принципы и правила регулирования использования ИИ-фильтров. Ведь неконтролируемое влияние таких технологий на восприятие пользователей может привести к искажению реальных эмоций и затруднить искреннее взаимодействие между людьми.
Исследование открывает новые горизонты для понимания того, как искусственные изменения внешности могут повлиять на социальное поведение и формирование межличностных отношений. Разработанные фильтры могут не только выявить важные социальные сигналы, но и стать инструментом для изучения того, как определенные поведенческие реакции запускают или усиливают симпатию. Также существует риск, что такие цифровые изменения могут использоваться для манипуляций или искажения восприятия.
Ранее эксперты назвали 4 способа, как ИИ может повысить вашу эффективность.