Skip to main content

Самолёт X-59, разработанный NASA и Lockheed Martin, приближается к своему первому лётному испытанию. С 30 октября инженеры программы NASA X-59 Quesst (Quiet SuperSonic Technology) проводят испытательные запуски двигателей на заводе Lockheed Martin Skunk Works в Палмдейле (Калифорния).

Испытания проходят поэтапно. Во время предварительных испытаний инженеры запускали двигатели X-59 на низких оборотах без зажигания, чтобы проверить наличие утечек и убедиться в корректной работе различных систем самолёта. Затем команда X-59 заправила X-59 и испытала двигатель на низкой мощности.

Первая фаза испытаний двигателя была на самом деле разминкой, чтобы убедиться, что всё хорошо перед запуском двигателя. Затем мы перешли к фактическому первому запуску двигателя. Это вывело двигатель из «режима консервации», в котором он находился с момента установки на самолёт. Это была первая проверка, чтобы убедиться, что он работает правильно и что все системы — гидравлика, электрическая система, системы контроля окружающей среды и т. д. — работают.

сказал Джей Брэндон, главный инженер X-59

X-59 предназначен для полёта со скоростью 1,4 Маха (или в 1,4 раза быстрее скорости звука) и на высоте 55 000 футов (16,7 км). Самолёт оснащён модифицированным реактивным двигателем F414-GE-100 производства General Electric, который широко используется в военных самолётах, включая некоторые варианты Boeing F/A-18 Super Hornet, используемых ВМС США.

Бесшумный сверхзвуковой исследовательский самолёт X-59 от NASA на испытательном стенде на объекте Skunk Works компании Lockheed Martin перед первым запуском двигателя.
NASA / Carla Thomas

X-59 был разработан для полёта быстрее скорости звука, не создавая звукового удара, который обычно сопровождает преодоление звукового барьера. В настоящее время сверхзвуковой полёт над сушей в пределах определённого расстояния от США запрещён FAA. NASA надеется, что X-59 сможет подтвердить, что сверхзвуковой полёт возможен без создания оглушительного звукового удара. Если самолёт сможет достичь этого, то время внутренних полётов может быть сокращено вдвое, что поможет не только в коммерческих авиаперевозках, но и в ликвидации последствий стихийных бедствий и медицинском транспорте.

Для снижения громкости звуковых ударов X-59 имеет уникальную геометрию, включающую удлинённую носовую часть, которая занимает 38 футов (11,5 метров) из общей длины самолёта в 99,7 футов (30 метров). По словам NASA, при «преодолении звукового барьера самолёт должен издать не громкий, сотрясающий землю грохот, а мягкий “стук”, по громкости похожий на звук хлопающей снаружи автомобильной двери, слышимый в помещении».

Однако из-за удлинённого носа пилоты, летающие на X-59, имеют ограниченный обзор. Фактически, в кабине даже нет окна, но вместо этого есть «система внешнего зрения» XVS (eXternal Vision System), состоящая из камеры, подключенной к экрану, установленному в кабине, которая даёт пилотам возможность видеть то, что находится перед ними, с помощью технологии дополненной реальности.

«Эта новаторская технология действительно является маяком, ведущим нас к будущему, в котором барьеры видимости при проектировании самолётов можно будет преодолеть с помощью этого изобретательного решения», — заявила заместитель администратора NASA Пэм Мелрой во время церемонии представления X-59 в январе 2024 года.

Тихий сверхзвуковой самолёт NASA X-59 готовится к первому полёту
NASA / Carla Thomas

Следующий этап испытаний будет включать ввод данных в компьютерные системы самолёта как для нормальных, так и для неисправных условий, чтобы увидеть, как реагирует транспортное средство. После этого X-59 пройдёт испытания, в ходе которых самолёт «выедет» из ангара на взлётно-посадочную полосу, чтобы проверить, как его механизмы управления, тормоза и двигатель работают на земле.

Дата первого полёта пока что не назначена. Когда он поднимется в небо, X-59 пролетит над избранными городами США, где исследователи соберут данные о тихих «стуках», которые издаёт Quesst во время полёта, включая то, как люди на земле воспринимают и реагируют на производимый им шум.

X-59 прошёл годы разработки и испытаний, чтобы дойти до этого этапа, — NASA десятилетиями исследовало тихие сверхзвуковые технологии. Агентство впервые получило финансирование для проекта в 2018 году, а позднее в том же году наняло Lockheed Martin для создания тихого сверхзвукового самолёта. Экспериментальный самолёт получил свое название в 2019 году. Первоначально NASA считало, что X-59 может быть завершён к 2020 году, но пандемия COVID-19 замедлила производство.

Самолёт был окончательно представлен публике в январе 2024 года. В мае он прошёл проверку готовности к полёту, которая подтвердила план испытаний безопасности и выявила рекомендации по подготовке к первому полёту.

«Это лишь небольшой шаг к началу. Это как первая нота симфонии, где годы командной работы за кулисами сейчас подвергаются испытанию, чтобы доказать эффективность наших усилий, а ноты продолжат играть гармоничную композицию», — заявил Пол Диз, заместитель руководителя по двигательным установкам программы X-59.

Ссылка на источник