По большей части электрические машины дороже своих бензиновых аналогов из-за высокой стоимости батарей. Аккумулятор составляет значительную часть себестоимости авто. Например, средняя стоимость накопителя в 2023 году — около 15 000 рублей за кВт·ч. Как правило, в электрокары устанавливают батареи емкостью от 20 до 100 кВт·ч.
Причина дороговизны источника питания — литий и кобальт, которые используют в производстве. Эти металлы не только редкие, но и требуют значительных затрат на добычу и обработку, что напрямую влияет на конечную стоимость электромобилей. Однако с развитием технологий и внедрением новых типов аккумуляторов, таких как натриевые и твердотельные батареи, ожидается значительное снижение себестоимости производства.
Согласно исследованию Goldman Sachs, цены на аккумуляторы снизятся почти на 50% к 2026 году. Этот процесс уже начался: если в 2022 году средняя цена составляла 16 000 рублей за кВт·ч, то к концу 2024 года она прогнозируется на уровне 10 000 рублей за кВт·ч.
Технологии производства батарей также становятся более эффективными. Например, увеличивается плотность энергии на единицу объема, что позволяет сократить количество деталей аккумулятора и сэкономить место и материалы. Кроме того, новые методы, такие как прямое соединение элементов в батарейные блоки, помогают упростить конструкции и снизить затраты на производство.
По прогнозам, к 2026 году цена на аккумуляторы упадет до 8 000 рублей за кВт·ч, что приблизит стоимость электромобилей к цене автомобилей с ДВС. Важным шагом на пути к этому станет массовое внедрение твердотельных устройств, хотя их полное развитие и коммерческое использование ожидается к концу десятилетия.
Эксперты считают, что снижение стоимости батарей — ключевой фактор для достижения паритета цен между электромобилями и автомобилями с ДВС. Как только цены сравняются, ожидается резкий рост спроса на «зеленые» машины. На данный момент основной барьер для многих покупателей — это высокая цена, несмотря на экономичность в обслуживании и эксплуатации.
Также важным моментом станет снижение затрат на обслуживание. В отличие от машин с ДВС, электрокары требуют меньше технического обслуживания: не нужно менять масло, а тормозные колодки и диски изнашиваются медленнее благодаря рекуперативному торможению. Все это сделает электромобили еще более привлекательными для массового потребителя.
Кстати, в 2025 году выйдет российский электрокар «Атом». В нем будет встроена технология распознавания лиц, для дополнительной защиты от угона, а также умные двери без центральной стойки.