Химики и исследователи искусственного интеллекта из Института науки культурного наследия разработали необычную модель искусственного интеллекта. Она способна определять химический состав красок, используемых для создания классических картин, сообщает Phys.org.
Реставрация картин находится на стыке искусства и науки. Специалисты в этой области обладают знаниями в различных дисциплинах, включая химию, ботанику и историю. Из-за высокой ценности старых произведений искусства постоянно разрабатываются новые методы для изучения каждой картины перед началом реставрационных работ.
Особенно важен химический состав красок, используемых художником. Если применяются неподходящие химические вещества, могут произойти реакции, приводящие к разрушению краски и, как следствие, гибели шедевра.
Для определения химического состава красок специалисты применяют рентгеновскую флуоресценцию — неинвазивный метод анализа, позволяющий получить детальную информацию об элементах, входящих в состав пигмента. Однако художники смешивают пигменты, чтобы получить желаемый цвет. Поэтому отдельные краски идентифицировать трудно. Определение химического состава часто основано на предположениях, не всегда верных.
Чтобы снизить вероятность ошибок, исследователи разработали модель искусственного интеллекта, способную анализировать данные макрорентгеновской флуоресценции (MA-XRF) и определять химические компоненты всех масел, использованных при создании картины. Модель обучили на наборе данных, содержащем 500 000 синтетических спектров, которые представляют 57 пигментов и связанных с ними соединений.
После завершения разработки и предварительного тестирования модели исследовательская группа приступила к эксперименту. ИИ заставили определить химический состав масел, использованных Рафаэлем при создании двух картин, датируемых 1501−1502 годами. Химические компоненты уже были известны ученым благодаря другим методам. ИИ-модель смогла идентифицировать химические вещества, включая свинец в белой краске, ртуть в красной краске и медь в зеленой краске.
Ранее ученые исследовали, как работает мозг при созерцании «Девушки с жемчужной сережкой» Яна Вермеера.