Группа психологов под руководством Кристофера Балдассано решила лучше понять, что побуждает мозг формировать границу вокруг событий, происходящих каждый день. Исследователи узнали, что мозг делит пережитый людьми опыт на «главы» дня на основе внимания и целей, а не только внешних изменений. Об этом пишет SciTechDaily.
Под каждой новой «главой» ученые понимают изменение, которое вызывает большой сдвиг в мозговой активности человека. Такие сдвиги происходят в течение всего дня. Пример: человек сначала идет по улице, а после заходит в ресторан — мозг мысленно начинает новую главу дня. После человек может пойти на футбольный матч — еще одна глава, а вечером сесть за просмотр фильма — новая глава.
У специалистов было несколько предположений, как мозг делит день на отдельные главы дня. Они думали, что процесс полностью зависит от крупных изменений в окружении человека — речь идет о смене обстановки. Также существовало мнение, что новые главы вызваны внутренними сценариями, которые наш мозг пишет на основе прошлого опыта, и что даже большие изменения окружающей среды могут игнорироваться нашим мозгом, если они не связаны с нашими текущими приоритетами и целями.
Чтобы проверить, как обстоят дела на самом деле, исследователи разработали набор из 16 аудиорассказов длительностью около трех-четырех минут. Каждый рассказ происходил в одном из четырех мест (ресторан, аэропорт, продуктовый магазин и лекционный зал) и касался одной из четырех социальных ситуаций (разрыв, предложение, деловая сделка и милая встреча). Записи дали послушать участникам эксперимента.
Исследователи определяли, в какие моменты мозг создает новые главы с помощью МРТ-сканирования, а также по показаниям участников. Людей просили нажать на кнопку, чтобы указать, когда, по их мнению, началась новая глава дня. Оказалось, что детали, на которые участников исследования побуждали обращать внимание в ходе аудиоисторий, сильно влияли на определение границ той или иной главы дня.
Ранее ученые создали первую карту «канализации» мозга человека. Подробнее о ней можете узнать здесь.