Событие было приурочено к XXVII Европейской конференции по искусственному интеллекту (ECAI), одном из крупнейших мировых форумов в области ИИ, где обсуждались последние достижения в этой области. Конференция собрала ведущих специалистов в области искусственного интеллекта и компаний-гигантов, таких, как Google, Microsoft, IBM, Samsung и Huawei.
Особое внимание на конференции было уделено юбилею одного из важнейших событий в истории компьютерных шахмат — первому чемпионату мира среди шахматных программ, состоявшемуся в 1974 году. Тогда абсолютную победу одержала советская программа «Каисса», разработанная под руководством Владимира Львовича Арлазарова, который и представлял Россию на конференции.
Арлазаров, ныне член-корреспондент РАН и директор по науке компании Smart Engines, выступил с докладом, посвященным первому чемпионату. Он подчеркнул роль шахмат в развитии искусственного интеллекта и выразил благодарность коллегам, принимавшим участие в создании «Каиссы», а также зарубежным ученым, с которыми советские разработчики активно сотрудничали. «На ранних этапах никакая конкуренция не могла погасить дух сотрудничества и обмена идеями. Мы были коллегами и друзьями со многими разработчиками компьютерных шахмат со всего мира», — отметил Арлазаров в своей речи.
На встрече присутствовали и другие знаковые фигуры из мира шахматных программ. Среди них был шахматист и журналист Дэвид Леви, экс-президент Международной ассоциации компьютерных шахмат, и соавтор программы Ostrich Монти Ньюборн. Также на мероприятии присутствовали разработчики знаменитого суперкомпьютера Deep Blue — Фэн Сюн Сю и Мюррей Кэмпбелл. Этот компьютер вошел в историю как первый, который смог обыграть чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова в матче.
Самый первый чемпионат мира среди шахматных программ, прошедший с 5 по 8 августа 1974 года в Стокгольме, стал историческим событием. В нем приняли участие 13 программ из 8 стран, включая США, Канаду, Великобританию и СССР. Советская программа «Каисса», названная в честь древнегреческой музы шахмат, одержала абсолютную победу, обойдя таких конкурентов, как американские Chess 4.0, CHAOS и канадская Ribbit.
Шахматы всегда были испытательной площадкой для новых достижений в искусственном интеллекте. Именно они послужили стимулом для создания сложных алгоритмов и компьютерных технологий, которые сегодня используются в самых различных областях. Примером может служить Deep Blue, победа которого над Каспаровым в 1997 году стала символом эры мощных вычислительных систем. Однако путь к этой вершине начался задолго до этого — с победы «Каиссы» в 1974 году.
Конференция в Сантьяго-де-Компостела не только позволила участникам отметить важные вехи в истории компьютерных шахмат, но и стала платформой для обсуждения будущего ИИ. В частности, участники говорили о том, как современные достижения в области искусственного интеллекта и машинного обучения продолжают изменять шахматы и другие интеллектуальные игры, открывая новые горизонты для исследований и технологий.
Читайте также нашу статью о том, влияют ли гены на уровень интеллекта.